«МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО»»

(выступление на конкурсе "Сердце отдаю детям" - 2011)

 

                                                             Меж прошлым и будущим нить

                                                              Я тку неустанной, проворной рукою.

К. Бальмонт

 

                 В  жизни есть ценности  преходящие, и есть ценности вечные. Есть то, что было до нас, и то, что будет после нас. Одной из таких ценностей является    м у з ы к а.  Она  сопровождает движения нашей души, она проходит вместе с нами жизненный путь, сопутствует нам в радостях и печалях, разделяя с нами праздники и дни невзгод. Она –  свидетель минут нашего счастья, она – соболезнующий родственник в дни скорби. Бетховен считал музыку откровением более высоким, чем мудрость и философия. Она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. 

                 В воспитании музыка всегда занимает особое, уникальное место. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями детей. Можно сказать, что ребёнок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно детство является сензитивным периодом для становления музыкальности и музыкальных способностей. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует творческое начало как качество личности.

                  Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Время, которое диктует нам сегодня непростые законы «выживания», всегда остаётся духовным полем, где каждый определяет своё «начало начал», свои ориентиры, свои нравственные ценности. Своё призвание я нашла в воспитании  у молодого поколения стремления воплотить в жизнь традиционные российские идеалы Истины, Добра и Красоты, в передаче  детям того, что всегда оставалось основой народной общности, его соборности, его духовного и эстетического начала.  Я говорю о приобщении детей к традиционной русской культуре.

                  «Молодо зелено – петь да играть велено» - гласит народная пословица. В современном культурном процессе воспитания, а особенно детям Калининградской области, необходима радость соприкосновения с живой русской культурой. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера, мышления, нравственности, патриотизма и эстетического самосознания. «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле». Детская душа в одинаковой мере чувствительна к родному слову, родному напеву, к красоте природы. Вот почему я стремлюсь  донести до сердца ребёнка красоту народной песни, и если он в звуках почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, тогда он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Фольклорное воспитание приобщает детей к истокам национальной культуры. Вне фольклора воспитание лишается почвы и корней. Я хочу, чтобы мои воспитанники  росли  с верой в непобедимость богатырей, а значит, непобедимость Руси. Пусть осознают со временем кровную связь с судьбами Родины, с её прошлым и настоящим, поймут, что между прошлым и будущим есть крепкий мостик народного творчества. 

                       Многие коренные обычаи русского народа уже исчезли безвозвратно, как вешние воды, иные ещё живут и сохраняют свою привлекательность. Эта живая старина, слава богу, представляет глубокий интерес для русского сердца, а особенно для сердца детей. «Хорошо тому жить, кому бабушка ворожит» - гласит народная мудрость. Истоки народного творчества, истории традиций, красота праздников, перешагнувших века, - это ли не основа воспитания у детей духовного начала, всего того, что олицетворяет чувство Родины, связь поколений, любовь к родной стороне.  Когда разучиваешь старинные песни, ещё раз убеждаешься в том, что наши предки владели глубокими знаниями о мире, о людях. Научно доказано, что традиционный русский хоровод (имеющий форму круга) создаёт особое состояние, которое обладает целебной, очистительной силой. Я веду своих воспитанников   по пути  «маленьких открытий», которые  окрыляют и вдохновляют их. «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачёв)

                   Программа дополнительного образования детей «Наследие» позволяет вести углубленную работу по приобщению школьников к национальной культуре. В основе проводимых мною занятий лежит традиционный земледельческий календарь, отражающий ритм годовой жизни природы и человека в их естественном единстве. Большое место в моей работе занимает  приобщение детей к  народным праздникам  и традициям. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем  эти наблюдения непосредственно связаны с трудом  и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и  многообразии. Мои воспитанники принимают участие в проведении посиделок, праздновании Святок, Масленицы, Вербного воскресенья. На праздниках звучат народные шумовые инструменты, играя на которых дети развивают музыкально-ритмический слух, оживляется исполнение хороводов и плясовых песен. Проведение народных обрядовых праздников невозможно без использования игр. За годы работы мною собрана большая игротека. Дети разного возраста с удовольствием включаются в игры, в которых могут полно выразить свои чувства и переживания на самом доступном и понятном им языке. Я широко использую все виды фольклора: от устного народного творчества до музыкальной  театрализации сказок. Меня радует,  что из пассивных зрителей дети превращаются в активных участников, в настоящих артистов.

За годы педагогической деятельности я выработала для себя несколько принципов сотрудничества с детьми:

  • Видеть в каждом ученике личность
  • Терпение в достижении результативности педагогического воздействия
  • Создание необходимых условий для способностей и талантов ребёнка
  • Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон
  • Умение признавать свои ошибки

Я постоянно совершенствую свои знания и педагогическое мастерство. Посещаю курсы и семинары Ассоциации руководителей детских фольклорных коллективов Калининградской области, пою в народном  коллективе «Напев» Центра культуры и досуга г. Гвардейска и ансамбле «Славяне» Центра непрерывного развития г. Калининграда.  

«Меж прошлым и будущим нить я связала,

Но главного слова ещё не сказала.

Я буду душою всегда молода – 

Ведь русская песня со мною всегда!»