Конспект итогового занятия по народному пению

«Чудесный короб»

(группа третьего года обучения)

Цель: обобщить знания детей о музыкальном наследии русского народа, полученные в учебном году.

Задачи:

·        вспомнить календарные праздники годового круга

·        повторить знакомые песни, игры, устный фольклор.

·        создать у детей настроение успеха и радости познания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент (приветствие, озвучиваем тему и задачи).

- Наш ансамбль называется фольклорным. А как вы понимаете, что такое «фольклор»? Это – народные песни, сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки, частушки. Всё это, словно в чудесном коробе хранит память наших бабушек и дедушек, а от них передаётся нам, более молодым поколениям. Вот такой своеобразный «чудесный короб» поможет нам вспомнить всё, что мы знаем и умеем.

Из уст в уста, из поколения в поколение передаются народная мудрость, народное поэтическое слово. Но связь эта может прерваться, если только мы с вами перестанем петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

- Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории.

Вспомним знакомые нам фольклорные традиции.

На Новый год дети, парни, девушки ходили по деревне колядовать. Стучались в каждый дом, пели песни, желали хозяевам хорошего урожая в будущем году.  (Из короба достаю Рождественскую звезду).

Поём колядки «Коляда, коляда», «Тётенька добренька»

В конце зимы на Масленицу пекли блины, круглые, как солнышко, зажигали костры, закликали солнце пением веснянок и игрой на свистульках.  (Достаю свистульки).

«Пришло время зиму провожати»

Летом завивали венки из берёзовых веток, украшали ими избу, водили хороводы за деревенской околицей.

Хоровод «Плетень».

Приходила осень, собирали урожай, и последний сноп колосьев оставляли несжатым. Девушки собирались на посиделки. Звенели спицы, пряжа собиралась в клубочки, в умелых руках мелькали иголки, песни пели неспешные, неторопливые.

«Сидела Катюшенька»

Эти календарные праздники и обряды утратили своё первоначальное значение, лишь некоторые из них остались в песнях и играх для детей. Но интерес к ним современного человека не пропадает. Именно в этой музыке отразилась душа русского народа. Открывая чудесный короб, вспомним, что перед нами – образцы великой народной поэзии и музыки.

Остроумны и разнообразны русские пословицы, поговорки, скороговорки. Мы знаем много примеров этого народного творчества. Я буду говорить начало пословицы, а вы должны закончить её.

Куй железо (пока горячо).

Не зная броду (не суйся в воду).

Грамоте учиться (вперёд пригодится).

А теперь скажем несколько знакомых вам скороговорок.

Проговариваем скороговорки,  «Северная скоморошина».

А сейчас из чудесного короба появится то, без чего трудно представить русскую народную музыку. Это шумовые инструменты, сопровождающие все плясовые, игровые песни и, конечно, частушки.  (Достаю инструменты).

Поём частушки «Ёлочки-сосёночки».

В коробе нашем очень много народных русских игр. Одна из них – старинная игра «Колечко».  (Достаю колечко, проводим игру). 

Пришло время закрываться чудесному коробу, но запасы его неиссякаемы, также как наша память, что хранит русскую музыкальную культуру.

 

II. Подвести итог.


КАК БЛИН И ОЛАДУШКА СОЛНЫШКО БУДИЛИ»

Масленица 2017

Зал оформлен «блинными» портретами, нарисованными детьми. На центральной стене зала символ Масленицы – солнце. Солнце изображено с одной стороны улыбающееся, с другой – «сонное».

Звучит русская народная инструментальная музыка.

Ведущая. Собирайся, народ!

                 В гости Масленица ждёт!

                 Мы зовём к себе тех,

                 Кто любит веселье и смех!

                 Ждут вас игры, забавы и шутки!

                 Скучать не дадут ни минутки!

                 Масленицу широкую открываем,

                 Веселье начинаем!

Ведущая. Ох, как много здесь гостей!

                 Ждёт вас множество затей:

                 Будем петь и играть

                 Масленицу величать!

Масленица – семейный праздник, и мы собрались большой семьёй, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину. Давайте Масленицу встречать, а с ней и Весна-красна придёт!

1-й. Масленица кривошейка Встречаем тебя хорошенько!

 

Сыром, маслом, калачом

И румяным пирогом!

 

2-й. А мы Масленицу встречаем,

Сыром гору поливаем,

На широкий двор зазываем

Да блинами заедаем!

3-й. Маслена неделя в Гвардейск прилетела!

На пенёчек села – оладушек съела,

Блином закусила – домой потрусила!

Ведущая. Русскую зиму проводить нужно

                       Задорно, весело и дружно!

Появляется Скоморох Ванька. Здравствуйте, мальчишки – широкие штанишки!

    Здравствуйте, девчонки – короткие юбчонки!

    Позвольте представиться! Я – Скоморох Ванька!

    По всему свету гуляю, все на свете знаю,

    Пришёл к вам позабавиться да повеселиться,

    Праздник Масленицы встретить!

А у Масленицы герой один:

Круглый и вкусный!

А зовут его?

Дети: Блин!

Ванька. Чтоб поднять вам настроение –

               Я устрою представление!

               Тили – тили! Трамтарам!

                Роль Блина сыграю сам!

Надевает на себя шапочку в форме блина.

Блин. Позвольте представиться: я – Блин,

           На весь свет один!

           Всех моих братьев съели,

           А меня не успели!

           Только на меня раскрыли роток –

           А я шмыг – и утёк!

            Я думаю, вы мне все рады?

            Будем петь и развлекаться,

            Танцевать и кувыркаться!

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ФЕСТИВАЛЯ.

Блин.  Говорят, что для души

             Все причуды хороши,

             Хочу косточки размять –

             Не пора ли поплясать?

             Начнём плясовую,

             Круговую, озорную!

Общая пляска «Золотое кольцо».

Во время пляски появляется Скоморошина Маруся, одета в русский костюм, на голове шапочка в форме оладушки.

Маруся. Я от бабушки ушла!

               Я от дедушки ушла!

               По тропинке я пошла,

               Ой, и зрителей нашла!

Блин.     Ты кто такая, мне ответь?

Маруся. Да сестрица твоя – Оладушка!

                    Меня, как и тебя, испекла бабушка!

Блин.      А почему ты такая маленькая?

Оладушка. А на меня муки не хватило.

                     Вся мука на тебя ушла.

Блин.      Ну что ж, теперь мы братец и сестрица!

                   Вместе будем веселиться!

Общие игры «Летели две птички», «Тетёра».

Оладушка. Вот вопрос меня тревожит:

                          На кого наш Блин похожий?

                           Очень знакомое личико!

Блин.           Моё личико? Похоже на блинчик!

Оладушка.  А ещё на кого?

Блин.           Я на дедушку похожий!

Оладушка.   Нет!

Блин.           Я на бабушку похожий!

Оладушка.   Нет!

Блин.           Я – красивый и пригожий!

Оладушка.   Да, красив ты и пригож,

                       Ты на солнышко похож!

Блин.         Я красивый, я пригожий!

                   Я на солнышко похожий!

                   Пойду в гости к Солнцу я!

                   Будем вместе с ним светить!

                   Буду по небу ходить!

Блин. Обращает внимание на спящее Солнце:

Ой, посмотрите, Солнце спит!

Ну-ка, Солнце, просыпайся,

В чисто небо выбирайся!

Будем по небу ходить,

Песни петь и всем светить!

Ты не узнаёшь меня?

Я же Блин! Твоя родня!

Не просыпается!

 

Оладушка. Дай-ка я попробую!

                    Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко!

                    Солнышко, Солнышко, покажись немножко!

                   Тут твой любимчик – симпатичный Блинчик.

Ведущая.   Молчит Солнце, не отвечает. Надо, чтобы все ребята помогли Солнышко разбудить.

Все дети:   Солнышко, пробудись.

                    Красное, улыбнись! 2 раза

Ведущая. Знаю! Солнце любит, когда люди радуются, а когда людям не радостно – Солнышко спит.

Блин. Но сегодня же Масленица! Все должны радоваться!

Ведущая. А как могут все радоваться на Масленицу, если первый Блин сбежал? А без блинов – какая Масленица?

Блин. Ой, вернусь я поскорее! Этот праздник с меня начинается! Пусть праздник на мне не кончается!

Бежит по залу, снимает шапочку Блина, превращается в Скомороха Ваньку. Оладушка снимает шапочку, превращается в Марусю.

Ведущая. Масленица – кривошейка,

                  Встречаем тебя хорошенько!

                  Как на масленой неделе из печи блины летели!

ОБЩАЯ ПЕСНЯ «БЛИНЫ»

Ведущая (переворачивая Солнце): Смотрите, Солнышко проснулось! Радуется вместе с нами, Масленицу встречает!

Плясовая музыка, награждение участников фестиваля, дети покидают зал.


 

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

для областного конкурса педагогов дополнительного образования

«Сердце отдаю детям» - 2011.

Возраст детей: 8-9 лет

Тема занятия: «Введение в образовательную программу «Наследие. Приобщение школьников к народной музыке». 

Цель занятия: заинтересовать детей перспективой участия в образовательной программе «Наследие. Приобщение школьников к народной музыке».

Задачи:  

1. Прививать интерес, уважительное отношение к культуре своего народа.

2. Формировать у детей мотивацию к музыкальной деятельности. 

3. Создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия детей в ансамбле, самовыражения ребёнка средствами различных видов фольклорного искусства. 

Методы: игровая театрализация, импровизация, объяснительно-иллюстративный. 

Количество детей: 10 человек

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Приветствие: «Здравствуйте, ребятки – 

                           Розовые пятки,

                           Звонкие соловушки,

                           Умные головушки!

Я вас раньше никогда не видела и вы меня тоже. Что же нужно сделать, когда незнакомые люди повстречались, увиделись в первый раз? Ответы детей. Правильно, нужно познакомиться. Я хочу вас поприветствовать народной песней «Ой, сад во дворе». Послушайте, пожалуйста. Прослушав фрагмент песни, дети называют свои имена. 

А меня зовут Ковалева Светлана Владимировна. Я руководитель детского фольклорного ансамбля «Ладушки» Детско-Юношеского центра г. Гвардейска. 

У меня сегодня очень хорошее настроение, я рада нашей встрече, поэтому хочу своим настроением поделиться с вами. Игра «Косыночка». 

Тема нашего занятия: «Петушок и Баба Яга».

Ребята, на этом занятии мне хочется показать вам, как интересно заниматься фольклором, насколько он велик и многообразен, сколько чудесных впечатлений дарит людям. 

Приглашаю вас отправиться в сказку. Вы любите народные сказки? Вот я и хочу вас пригласить в русскую народную сказку «Петушок и Баба Яга». А попасть в сказку нам поможет волшебный клубочек. 

Звучит народная мелодия. Клубок передается из рук в руки. 

За ступенькою ступенька – станет лесенка,

Слово к слову ставь складенько – будет песенка.

А колечко на колечко – будет вязочка,

Сядем вместе на крылечко – будет сказочка. Все садятся.

Жила-была семья, муж да жена.  Было у них много ребятишек. Все умные да послушные. А вот они все здесь сидят да на нас глядят. 

Очень хотелось ребятам, чтобы побыстрее засветило весеннее солнышко, землю-матушку отогрело. Выйдут они на крылечко и давай солнышко закликать.

Дети читают по очереди. 

1. Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко.

Дам тебе меду

Целую колоду!

2. Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись!

Красное, нарядись!

3. Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети!

Любят тебя детки,

Детки-малолетки!

Потом возьмут свистульки и зазывают Весну-красну их пением.

Р. н. песня  «Пришло время» под аккомпанемент свистулек.

Педагог поёт, дети играют на свистульках.

Замечательно свистульки звучали, будем дальше сказочку слушать.

Как-то раз поехали батюшка с матушкой в город на ярмарку и говорят ребятишкам: «Смотрите, ворота и двери на запорах держите, никого в дом не пускайте. Да петушка нашего берегите. А мы вам с ярмарки гостинцы привезём».

Остались дети дома одни, и давай расхваливать петушка.

1. Петя, Петя, петушок – 

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь?

2. Трух, трух, трух!

Ходит по двору петух!

Сам со шпорами,

Хвост с узорами,

На шесте сидит, на весь двор кричит:

«Ку-ка-ре-ку!»

Прознала Баба Яга, что дети дома одни, прилетела в ступе, стучится: «Ой, деточки, отворите. Подайте бедной старушке сухую корочку». 

А Петушок взлетел на шест и закричал:

Ку-ка-ре-ку! На шесте сижу,

Во все стороны гляжу!

Идёт Баба Яга, стучит в ворота!

Испугались дети и не открыли ворота. А чтобы было не так страшно одним дома, стали вспоминать забавные скороговорки да потешки. 

1. Бык тупогуп, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. 

2. От топота копыт пыль по полю летит. 

3. Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон. 

А тари, тари, тари

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги, куплю Маше серьги.

Останутся пятаки, куплю Маше башмаки.

Останутся грошки, куплю Маше ложки.

Останутся полушки, куплю Маше подушки. Утро настало – солнышко встало. 

Эй, братец Федя, разбуди соседей. 

Вставай, большак, вставай, указка,

Вставай, серёдка, вставай, сиротка.

И крошка Митрошка, привет, ладошка!

Все потянулись и проснулись. 

 А Баба Яга снова стучится: «Ой, деточки, отворите! Я вам мучки принесла – пирожок испечь!»

А Петушок тут как тут. Взлетел на шест и запел свою песенку. 

Испугались дети и не открыли ворота. А чтобы дома не страшно было, пляску весёлую завели. 

Плясовая «Полянка» (на простых элементах народной пляски).

В третий раз Баба Яга стучится: «Поймайте, деточки, петуха! Я вам за это подарю шелковые ленточки да красные сапожки».

Ребята, давайте прогоним Бабу Ягу, спасём петушка. А здесь нам пригодится  русская народная потешка. 

Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Эту потешку можно рассказывать, прыгая на одной ножке. А в прежние времена, ребята любили играть в игру «Бабка Ёжка». Давайте и мы поиграем. 

Игра «Бабка Ёжка».

Обрадовались дети, что прогнали Бабу Ягу, и захотелось им спеть весёлую песню. 

Народные песни лучше петь, играя на шумовых инструментах. Какие вы знаете народные инструменты? Молодцы, много назвали. А вот послушайте мои загадки, сумеете отгадать? 

1. Деревянные подружки

Звонко бьются друг о дружку.

Расписные как матрёшки

Угадали? Это (ложки).

2. Треско-треско-трескотуха.

Протрещала прямо в ухо.

Раз, два, три,

Мне, дружочек, помоги!

3.  Он шуршит в руках и пляшет

     Веселит сердечко наше

     Незатейливый дружок – 

     Берестяный (шаркунок).

4. Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану

Всем знаком (аккордеон).

Р. н. песня «Вот задумал комарик жениться».

Педагог поёт, дети играют на шумовых инструментах. 

Вы сейчас очень старались и выступали, словно артисты на сцене. Какое у вас стало настроение? У кого хорошее настроение, похлопайте в ладоши. 

А нам пора попрощаться со сказкой. Да напоследок вам сюрприз – батюшка с матушкой  с ярмарки вернулись, и гостинцы вам передали. 


ПРАЗДНИК РУССКОЙ ПЕЧКИ

 

Для проведения праздника воссоздаётся уголок русской избы: макет печки, стол с самоваром, глиняные горшки, чугунок, кухонная утварь, лавки. Персонаж Емеля появляется из-за печки и выступает в качестве соведущего.

 Звучит русская народная песня, дети появляются в зале, рассаживаются.

Ведущий. Мир вам, гости дорогие,

                  Вы явились в добрый час-

                  Встречу тёплую такую

                  Мы готовили для вас.

Приглашаем всех на представление! На праздник весёлый с играми, потехами, с шутками да прибаутками, с хитрыми загадками. Всех приглашаем, всех созываем!

Рады видеть вас у печки.

Без неё и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней, как весной.

 

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю, и ем».

Забывать мы стали, что главное в русском доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около 4 тысяч лет? Причина её долголетия – в универсальности. Русская печь отапливает жильё, в ней готовится пища, печётся хлеб, варится квас, пиво, сушатся продукты и одежда, на ней тепло и уютно спать старикам и детям. А в старину в печке даже мылись.

Печь всегда воспринималась как существо одушевлённое. Вот почему отверстие, куда вкладывались дрова, называлось рот, а часть печи, расположенное над ним, - лоб (чело).

Чтобы сложить печь, требуется обладать огромными знаниями и инженерной смекалкой. Неправильно сложенная печь дымила и не удерживала тепло. В ней пригорала пища. Печники всегда считались самыми уважаемыми из мастеров, ведь от них зависело, будет ли в доме тепло суровой зимой.

Благодаря русской печи появилась и посуда особой формы: горшки да чугунки. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. А  вот чугунок из нашей печки и в нём не щи да каша, а загадки для вас!

( Из чугунка достают загадки на листочках по теме праздника, дети их  отгадывают).

Ведущий.   Просто так и для утехи

Начинаю я потеху.

Выходите, игроки,

Кто тихи и кто лихи,

Удаль, силу показать,

Свои косточки размять!

(Проводится несколько подвижных народных игр)

В это время из-за печки появляется Емеля, потягивается, зевает.

Емеля. Шумно как, разбудили меня!

Ведущий. Емеля проснулся ни поздно, ни рано, а как раз вовремя. Емеля, давай с нами играть!

Емеля. А мне неохота, лень! Дрёма одолела.  (Зевает, потягивается.) 

Ведущий. Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив! А калачей хочешь?

Емеля. (облизывается): Калачи? Не мешало бы подкрепиться. Давайте сюда калачи, проголодался я.

Ведущий. Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Емеля. А что делать?

Ведущий. Рядом с печкой находился «бабий угол». Именно здесь царствовала хозяйка дома. Здесь она готовила и собирала трапезу, здесь же ткала и пряла, коротая долгие вечера. А чтобы испечь калачи или хлеб, хозяйка встала бы рано, замесила бы тесто, приготовила начинку, растопила бы печь.

Емеля. Всё это я знаю. Но мне неохота!

Ведущий. Емеля, но ведь чтобы получилось что-то, нужно потрудиться. Емелюшка, пожалуйста, помоги нам испечь пироги.

Емеля. По щучьему велению,

            По моему хотению,

            Испеки, печка, пироги румяные,

            Да с начинкою! (обращается к Ведущей) Загляни-ка в печку!

Ведущий. Ах, чудеса-то какие! Наша печка испекла нам пироги румяные!

Будет с чем чаю попить. Ребята, поблагодарим Емелю и споём для него любимые народные песни.

(Можно исполнить несколько песен из репертуара ансамбля как небольшую концертную программу.) 

Ведущий. Емеля, тепло ли тебе на печи?

Емеля. Тепло, на печи в шубе согреться можно. Ха-ха-ха!

Ведущий. Емеля, сходил бы за водицей!

Емеля. Не-е-е, мне неохота!

Ведущий. Емеля, принеси дровишек!

Емеля. Не, я лучше на печи полежу.

Ведущий. Емелюшка, иди кашу есть!

Емеля. А где моя большая ложка?

Ведущий. В старину говорили: «Всё, что в печи – на стол мечи». И мы из дня сегодняшнего бросим взгляд в день минувший. Подавала пищу на стол сама хозяйка. Кстати, существовало такое поверье, что стряпуха должна стоять у печи голодной, тогда еда будет вкуснее. А кто из вас знает, что раньше людям заменяло тарелку за обедом? (Ломоть хлеба.)

А как вы думаете, что было прапрабабушкой нашей кастрюли?

Главным кухонным сосудом длительное время был глиняный горшок. В горшках варили суп и кашу, тушили мясо, рыбу, овощи. Различались горшки по размеру и по внешнему виду, отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. Главным достоинством горшка считалась его прочность. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Немало дальних родственников у современных кружек и чашек: это чарки, кубки, братины, чаши, ковши.

В давние времена использовали многие русские слова, которые сейчас не употребляют или употребляют только в некоторых деревнях. Предлагаю вам новые задания: расскажите, что это могло обозначать?

-         квашня (кадка для теста);

-         сусек (ларь с мукой);

-         корец (ковш);

-         плетушка (корзинка);

Емеля слушает, и сам решает задать несколько вопросов.

Емеля. А что означают такие слова:

-         хоромы (большой дом);

-         куженька (ватрушка);

-         тужурка (тёплая жилетка);

Ведущий. Емеля, а ты сам песни петь любишь?

Емеля. Конечно, люблю. Только мне неохота.

Ведущий. А если мы тебя попросим? Уважаемые гости, давайте попросим Емелю спеть.

Емеля. Мне лень. Ну, ладно, слушайте. Я буду петь небылицы.

На заборе Чепуха жарила варенье,

Куры съели петуха в одно воскресенье.

      Рано утром вечерком, поздно на рассвете

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

Сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка,

На головке сапожок, на ноге фуражечка.

Ведущий. Развеселил Емеля всех. А мы тоже знаем частушки и споём их для вас.

Можно исполнить частушки, небылицы или шуточную песню по выбору.

Ведущий. Конечно, наша жизнь такова, что русской печке вроде бы не место в современной квартире. Её место на кухне прочно заняли газовые и электрические плиты. Но нет в этих помощниках главного – той особой теплоты, которую чувствуешь, глядя на русскую печку.

Емеля.                               Вот и кончилась игра,

Всем домой спешить пора!

Пришло время расставанья,

До следующего гулянья!

А я опять пойду, вздремну. (Укладывается на печку. Потом резко вскакивает и кричит.) Подождите! Подождите! А мой сюрприз?!

Емеля. По щучьему велению,

По моему хотению,

Испеки, печка, печенье.

На радость всем и на загляденье!

(Достаёт из печки печенье и угощает всех присутствующих.)

Ведущая.    Принимать мы вас готовы,

Будьте счастливы, здоровы,

А по сердцу вам придётся,

Огонёчек вновь зажжётся!

В наш уютный уголок

Заходите на часок!